Новости

12 сентября 2015 года в Москве состоялась 1- ая Конференция Российского Сепсис Форума

12 сентября 2015 года в Москве в отеле «Редиссон Славянская» состоялась 1- ая Конференция Российского Сепсис Форума при поддержки Российской ассоциации специалистов по хирургическим инфекциям (РАСХИ) и Межрегиональной ассоциации по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии (МАКМАХ). Мероприятие прошло в рамках международного дня Сепсиса.

Изучение сепсиса в России активно стало развиваться в XVIII веке. Данной проблематикой занимались такие ученые, как Пирогов Н.И., Оппель В.А., Мечников И.И., Войно-Ясенецкий В.Ф., Вишневский В.В. и многие другие ученые. XX век охарактеризовался применением в лечении сепсиса первых антибиотиков. И по настоящее время ученые продолжают борьбу за нераспространение сепсиса. При этом очень мало уделяется вниманию обучению по проблеме сепсиса и его распространение. (академик РАН Гельфанд Б.Р. «Основные этапы изучения сепсиса в России»).

В рамках Конференции работали 2 секции:

1 секция - для врачей-анестезиологов, хирургов, терапевтов, клинических фармакологов, клинических микробиологов, акушеров-гинекологов, администраторов;
2 секция - для медицинских сестер, эпидемиологов, микробиологов, которая проходила под девизом: «Врач, сестра, больной – современные аспекты взаимодействия. От теории к практике».

Материалы конференции подобраны в соответствии со значимостью тематик. На обсуждение были вынесены такие темы, как роль медицинской сестры в современном лечебном процессе, инфекционная безопасность для пациентов, находящихся в критическом состоянии, и медицинских работников, создания комфортных условий для пациента без риска собственной безопасности, юридические основы работы медицинской сестры. В течение всей конференции лекторы постоянно работали с аудиторией: слушатели активно включались в процесс обсуждения предложенных тем. С докладами выступали И.В. Животнева – главная медицинская сестра национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова,  О.Н. Ершова - заместитель главного врача по эпидемиологической работе НИИ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко РАМН, В.В. Кулабухов  к.м.н., заведующий отделением анестезиологии и реанимации Отдела термических поражений ФГБУ «Институт хирургии им. А.В. Вишневского». Г.Б.Плетминцева - Главная медицинская сестра ГБУЗ "ГКБ № 36 ", президент РОО медицинских сестер г. Москвы.

Представляем Вашему вниманию тезисы из доклада президента РОО медицинских сестер г. Москвы Плетминцевой Г.Б.

«Медсестра — это вечная профессия. Сколько существует человечество, столько будут нужны забота, сострадание и понимание. О том, какой должна быть идеальная медсестра говорится последнее время очень много. Как правило, статьи, посвященные профессионально важным качествам медицинских работников, получаются излишне эмоциональными и в основном концентрируют внимание на доброте, чуткости, способности к переживанию и т.п. Эти качества бесспорно остаются актуальными, однако у потенциальных пациентов все чаще звучат такие требования как ловкость рук, умелое выполнение манипуляций, умение грамотно и квалифицированно консультировать, общаться с пациентами, профессиональная компетентность.

Какие умения и способности мы с вами должны иметь и развивать – это:

  1. Внимание (позволяющее нам замечать любые, даже незначительные изменения в состоянии пациента).
  2. Память
  3. Моторика и сенсорика (благодаря которой мы способны быстро действовать в условиях дефицита времени, быстро реагировать на внезапные слуховые и зрительные впечатления.
  4. Воображение. (умение видеть несколько возможных путей решения проблемы и мысленно выбирать наиболее эффективный).
  5. Мышление и речь (способность рассматривать проблему с нескольких точек зрения, умение делать выводы из противоречивой информации, связно и логично излагать свои мысли).
  6. Коммуникативные способности (общение,способность располагать к себе людей и вызывать у них доверие)
  7. Работоспособность

Для соответствия требованиям к профессии и профилактики профессионального выгорания мы с вами обладаем и совершенствуем эмоционально-волевые и личностные качества:

  1. Эмоцииэмоциональная устойчивость, самообладание в кризисных ситуациях, уровновешенность, способность к сопереживанию.
  2. Воля(высокий самоконтроль эмоций и поведения, способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, упорство в преодолении трудностей, умение отстаивать свою точку зрения).

Очень важны личные качества, которые часто помогают в выборе профессии».

«… Путь к возрождению тернист и труден. Нарастающий дисбаланс в соотношении работающих сестер и врачей, недифференцированная заработная плата, чрезмерная продолжительность рабочего времени, неудовлетворительная организация труда, зависимое от врача положение медицинской сестры, отсутствие законодательной поддержки нашей деятельности, работа в условиях реорганизации системы здравоохранения – факторы, отрицательно влияющие на качество оказания сестринской помощи пациентам. Очень хочется, чтобы престиж профессии неуклонно рос, также ее авторитет и социальный статус в обществе.

Да, мы можем жаловаться на незаслуженное занижение нашей роли и возможностей в лечении пациентов, неуважительное отношение некоторых врачей, высокую загруженность и неадекватную оплату труда, правовую незащищенность. Но нельзя опускать руки, плыть по течению и искать оправдания своей участи!

Мы не должны ждать, когда ситуация в нашей профессии изменится, мы должны начинать с себя. Постоянно повышать свой уровень знаний и умений, свой культурный уровень, анализировать проблемы в нашей работе, исследовать их причины и находить приемлемые решения, тем самым, доказывая себе и коллегам свой профессионализм и возможность влиять на ситуацию. Поверьте, идя именно этим путем и имея терпение и настойчивость, мы заслужим достойное уважение коллег и руководства и можем претендовать на надбавки в заработной плате! Для того, чтобы идти в ногу со временем мы должны владеть информацией о происходящем в нашей профессии, перенимать существующий опыт коллег…

Система многоуровневой подготовки специалистов сестринского дела (в РФ окончательно сформировалась к 1996г.) включала 4 профессионально- образовательных уровня:

  • базовый (основной) уровень на базе медучилища или колледжа, срок обучения 2 года 10 мес.;
  • повышенный (углублённый) уровень на базе колледжа с присвоением квалификации сестра-организатор, срок обучения 10 мес.
  • высшее сестринское образование на базе медицинского вуза, срок обучения 4 года,
  • послевузовское образование (интернатура, ординатура, аспирантура)».

«1992 год
Создание Ассоциации медицинских сестер России, которая на сегодня объединяет более 50 региональных общественных организаций
Основные направления работы ассоциации:

  • повышение роли медицинской сестры в системе здравоохранения,
  • повышение престижности профессии;
  • повышение качества медицинской помощи;
  • распространение передового опыта и научных достижений в области сестринского дела;
  • возрождение традиций сестринского милосердия;
  • защита интересов медицинских сестер в законодательных, административных и других органах;
  • организация сбора информации по сестринскому делу, ее анализ и распространение;
  • сотрудничество с международными организациями и правительственными учреждениями».

«Выработаны актуальные направления кадрового развития сестринского дела:

  • разработка квалификационных требований в соответствии с уровнем профессионального образования;
  • разработка профессиональных стандартов по всем областям профессиональной деятельности среднего и младшего медицинского персонала
  • пересмотр профессиональных ролей и совокупности умений;
  • повышение роли и расширение функций сестринского персонала
  • создание оптимальных условий труда
  • обеспечение профессионального и карьерного роста, саморазвития специалистов сестринского дела
  • разработка критериев (индикаторов) качества работы сестринского персонала;
  • развитие научных исследований в области сестринского дела,
  • повышение профессионального уровня специалистов на основе дальнейшего развития системы непрерывного образования
  • Развитие накопительной системы дополнительного профессионального образования сестринского персонала;
  • создание в симуляционных центров для повышения качества подготовки специалистов».

«В этапы реализации программы развития сестринского дела в РФ на 2010- 2020годы входит развитие накопительной системы дополнительного профессионального образования сестринского персонала.

Это одна из форм реализации дополнительного профессионального образования, подразумевающая приобретение знаний специалистом посредством его участия в различных видах профессиональной, методической, научной деятельности, таких как: тематические семинары, профессиональные конкурсы, инновационные и методические проекты, научно-практические конференции. Дополнительное образование, при котором специалист будет учиться ежегодно, не покидая своего рабочего места. Ставка делается на самообразование. Осуществление внедрения элементов накопительной системы повышения квалификации сейчас происходит на уровне регионов. В Москве с сентября 2013 года проводится пилотный проект по непрерывному медицинскому образованию медицинских сестер в Южном и Юго-западном административных округах».

«Процесс аккредитации предполагает новую систему допуска к профессиональной деятельности, предусматривающую возможность получения допуска к конкретным трудовым функциям. Внедрение системы аккредитации медицинских специалистов будет проходить поэтапно с переводом всех специалистов на систему аккредитации к 2025 году».

«Все выше сказанное об образе, роли медицинской сестры, этапах и программах развития сестринского дела и здравоохранения РФ в целом на современном этапе показывает, что медицинская сестра сегодня становится более самостоятельной и ответственной и мы должны стремиться соответствовать требованиям времени и высоким ожиданиям со стороны пациентов. Работая над собой, мы отстаиваем свое право быть равноправным партнером с врачом в лечении пациентов. Если между врачом и медсестрой царит взаимопонимание и взаимное уважение, то и помощь больному будет более квалифицированной и быстрой».

Материал подготовлен секретарем РООМС г. Москвы Глебовой Е.И.