ВВЕДЕНИЕ
Организация «сестринского проекта»
Реформы, происходящие, в нашей стране, привели к необходимости проведения изменений в здравоохранении.
Организационные аспекты системы здравоохранения поменялись, стоит выделить основные:
- Организационная структура системы и взаимоотношения правительства и больниц.
- Потребность у организаций здравоохранения в создании собственных источников доходов
- Государственное и частное страхование
- Право выбора лечебного заведения и врача
- Конкуренция с другими больницами с иной организационной структурой и с системами здравоохранения - в России и за рубежом.
Сделав акцент на повышении качества медицинской помощи наше лечебное учреждение изменило подходы к организации работы и структуры сестринского дела в том числе.
Медицинские сестры, закрепленные за определенными кабинетами в отделениях работали так долгое количество лет. Данная практика превратила медицинских сестер в крайне узких специалистов сестринского дела, что негативно сказывалось как на самих медсестрах, так и на работе учреждения в целом: из-за отсутствия разнообразия в работе (будь то процедурный кабинет или перевязочная), у многих сестер был утерян интерес к ней; в периоды отсутствия нарушалась отлаженная работа кабинетов, так как не было полноценной замены, что влекло за собой снижения темпа и качества оказания медицинской помощи.
Начало изменениям положило обучение медсестер из ГКБ № 67 в государственных и частных клиниках Израиля. Далее, в течении года происходило обучение и наставничество всего медсестринского персонала больницы.
Переориентация медицинских сестер на универсально-мобильных специалистов сестринского дела принесла сёстрам новые знания и умения и внесла разнообразие в работу сестринского персонала, раскрыла потенциал многих сотрудников, что в будущем, поможет избежать эмоционального выгорания, так же данное изменение поможет эффективнее работать всему учреждению.
Внедрение инноваций всегда создает новый круг проблем. Многие медицинские сестры напуганы изменением функциональных обязанностей, новыми требованиями, чем губят рост своего профессионального развития, менталитета и ставят для себя крест на повышении престижа профессии.
Трудности с которыми мы столкнулись на первичном этапе, можно охарактеризовать следующим перечнем:
- Сопротивление переменам
- Организационные изменения пугают.
- Будущее сотрудника – неопределенность.
- Изменения могут повлиять на востребованность сотрудников.
- Некоторые сотрудники могут оказаться ненужными.
- Изменения могут повлиять на статус сотрудников.
- Слабые сотрудники могут пострадать больше сильных.
- Сотрудники со стажем могут пострадать больше новых. С другой стороны, они обладают большим политическим влиянием в больнице.
- Сопротивление может быть явным и скрытым.
- Сопротивление может происходить на разных уровнях.
Задачей нашего руководства было прежде всего попытаться объяснить нам необходимость этих перемен. В ходе конференций к разработке тактических и стратегических мероприятий был привлечен весь персонал сестринского состава.
Вторым этапом стало введение проекта «Универсальной сестры», на данный момент он вступил в действие. Главным принципом является индивидуальный подход к каждому в отдельности пациенту. Уже сегодня можно подвести промежуточные итоги - больница выиграла в качественном, профессиональном и человеческом подходе к своим пациентам.
Как известно - один в поле не воин. Важной психологической платформой для самих сотрудников, мотивацией медсестер к выполнению несколько измененного построения своего трудового распорядка, послужила поддержка и внедрение в проект врачебного персонала. У каждого пациента в ГКБ 67 теперь есть не только палатный врач, но и палатная медсестра, которые работают в неразрывном тандеме.
О сестринском проекте и направлении его организации было подробно рассказано предыдущими докладчиками. Позвольте мне отклонится с официальной позиции и добавить немного лирики. Показать вам проект изнутри, так сказать, поделиться домашней атмосферой нашей больницы. За каждым успешным показателем лечебной деятельности, безусловно, стоит человеческий фактор. И это как раз мы - люди в белых халатах, медицинские сестры и врачи данного лечебного учреждения.
На двух фронтах.
До того, как наши сотрудники стали называть себя «пилотами - участниками «пилотного проекта», борьба за жизнь пациентов шла на двух параллельных фронтах. В принципе, что тут такого? Это не вражеские лагеря. Это же та система, по которой здравоохранение работало испокон веков. Врачи осматривают пациента, разрабатывают план лечения- медсестры выполняют назначения…
«Медсестра должна начинать свою работу с мысли, прочно внедренной в ее голову, мысли о том, что она всего лишь инструмент, с помощью которого врач приводит в исполнение свои инструкции; она не занимает независимое положение в процессе лечения больного человека».
McGregor-Robertson, 1904
С того времени, как было произнесено это высказывания, прошло более 110 лет, и что изменилось? Еще совсем недавно диалог «врач-медсестра» строился примерно так:
- Маргарита, дайте Иванову из 35-й, палаты полтаблетки кардикета, а Петрову нужно перелить эритроцитарную массу, он в 24-й, справа у окна, в истории болезни записи есть.
- Да, конечно.
План лечения этих пациентов мало касался медицинской сестры в принципе, так как она просто получала и выполняла задания. Пациенты были не то что бы обезличены, и скрыты за именами-отчествами, но представляли собой, простите за сухое сравнение, скорее список из журнала назначений, чем индивидуальных персонажей наших отделений, людей проживающих в стенах клиники определенный, тревожный период из своей жизни, нуждающихся в заботе и внимании, помимо оказания медицинской помощи.
Еще один, пример… все проходили через случаи, когда медицинская сестра брала на себя роль врача, я не имею в виду, оказание реанимационных мероприятий, а именно те моменты, когда сестра выходила за рамки своих полномочий, так как доктор был занят, и проще было разобраться самой.
«А, Вы не можете сходить в туалет? Ну, что по пустякам врача беспокоить, он выписки на завтра готовит. Да вот, возьмите слабительное, три таблетки вам хватит».
Дело даже не в компетенции медицинской сестры, не в ее опыте и знаниях, не в том, что подобные действия потенциально нанесут какой-либо вред состоянию здоровья пациента, дело в том, что это не входит в ее функционал, и по сути отвлекает сестру от основной работы.
Каждая команда структурного подразделения клиники Л.А. Ворохобова начинает свой рабочий день с утреннего совещания, не имеющего ничего общего с формальной пятиминуткой по приему-сдачи смены. В ходе собрания между врачами и сестрами обсуждаются вопросы, которые ранее оставались в стенах ординаторской. Врач делится с медицинской сестрой анамнезом жизни и болезни пациентов закрепленной за ними палаты. Вместе разрабатывается подход к каждому больному, ход и последовательность назначений. Как преподнести определенную информацию пациенту, как распределить «роли» между сестрой и врачом. Всем известно, что чем-то пациенту легче поделиться с медицинской сестрой, а о каких-то проблемах, он может сказать только доктору. В ходе совместных обсуждений, у медицинского персонала появляется личная заинтересованность в выздоровлении человека, что объединяет бригаду «врач-медсестра» единой целью – улучшения состояния здоровья вверенного в их руки человека.
Грани разумного
Работа изо дня в день в тесном сотрудничестве, отнюдь не призывает к панибратству и нарушению субординации.
«О, Степаныч, да мы с тобой теперь одна команда! Вынеси судно!»
Наоборот, главной платформой партнеров является соблюдение этики и деонтологии, крепкое уважение друг к другу, в профессиональном и личностном плане. Однако, на базе таких отношений, нередко можно стать свидетелем, как доктор помогает сестре застелить кровать или поправить подушки и валики.
Третий - не лишний!
С точки зрения общественности, университетское образование в противоположность больничному опыту расценивается как показатель того, что врачи “образованны, тогда как медицинские сестры всего лишь прошли профессиональную подготовку”, но медицинским сестрам чаще доверяют свои личные и интимные проблемы, медицинская сестра –являются связующим звеном между пациентом и доктором. Доверие немаловажный фактор при взаимодействии всех участников команды, в число которых входят и пациенты закрепленных за тандемом палат.
Когда пациент видит всю обоснованность проводимой терапии, а медицинская сестра может ответить на интересующие его вопросы, он начинает расценивать сестринское вмешательство, как высокопрофессиональную помощь, каковой оно и является.
Вывод:
Характер взаимодействия “врач–медсестра” в рамках сестринского проекта существенно меняется. Отойдя от классических отношений с их существенными различиями во власти и влиянии, в настоящее время медицинские сестры и врачи становятся равноправными партнерами в клинической сфере. Хотя важно понимать исторические факторы, которые обусловили роли и обязанности специалистов в каждой области. Эта взаимозависимость выведет на путь истинной совместной клинической работы. Повышение качества оказания медицинской помощи делает еще более жизненно важными коммуникацию, результатом которой станет выявление проблем и усовершенствует работу проекта, как в нашем лечебном учреждении, так в дальнейшем и за его пределами, при перенимании нашего опыта и разработок другими ЛПУ города Москвы.
Доладчик:
Операционная медицинская сестра Лебедева Наталья Владимировна.