Новости

Секция лабораторное дело. А знаете ли Вы с чего начиналась Лабораторная диагностика? Откуда же берет свое начало лабораторная диагностика?

Самые ранние, дошедшие до нас сведения о визуальном анализе биологических жидкостей относятся к древнему Египту. В «Хирургическом папирусе», приписываемом Имхотепу (XXVII в. до н. э.), есть сведения о состоянии ликвора у травмированных пациентов, первичных наблюдениях инфекционно-воспалительного процесса и примитивной асептике.

Египтяне пытались применять методы «экспериментальной диагностики». В папирусе XIV в. до н. э., содержащем некоторые «медицинские» сведения, приведён способ диагностики беременности, согласно которому женщинам предлагалось увлажнить своей мочой зёрна пшеницы. Если зёрна прорастали, то это означало наступившую беременность. По характеру и интенсивности пророста можно было спрогнозировать и пол будущего ребёнка. Подобного рода «эксперименты» ставились и с «нагрузочной пробой». Женщине предлагалось выпить смесь арбузного сока с молоком матери, родившей сына. Если питьё вызывало тошноту, то испытуемая могла считать себя беременной, если же последствием были вздутие живота и отрыжка, то сама фертильность женщины ставилась под сомнение.

При всей своей анекдотичности, такие «методы», являвшиеся чистой воды гаданием, могли иметь и разумное зерно, даже в свете наших нынешних знаний о женских гормонах и свойствах мочи у беременных, и уж, по крайней мере, побуждая тогдашних целителей изучать свойства биологических жидкостей не только «на глаз».

Врачи Ассирии и Вавилона предполагали «заразный» характер ряда заболеваний и имели начальные представление о некоторых путях передачи инфекции. Они умели определять степень «эпидемической» опасности воды по её органолептическим свойствам: цвету, запаху, мутности, наличию примесей.

Входящий в сборник Гиппократа труд «Прогностика» содержит довольно подробное описание свойств и макроскопических характеристик мочи, кала и мокроты в норме и при различных заболеваниях. Подчёркнута важность исследования мочи в диагностике и прогнозе различных заболеваний.

В ещё одном известном, но гораздо более позднем труде «Гинекология» Сорана Эфесского (98—138 гг. н.э.) – одного из первых врачей, применявших принципы дифференциальной диагностики, приведены изменения, происходящие в моче и мокроте у беременных и у детей раннего возраста.

В любом случае, придавая такое большое значение биологическим жидкостям, врачи древности однозначно должны были стремиться к подробному изучению их свойств, т. е., по сути, к тому, чем и в наше время занимается лабораторная диагностика.

Заметное внимание уроскопии уделяли врачи считавшейся лучшей в XIII – XIV вв. салернитанской медицинской школы. Около 1540 г. вышла книга по уроскопии Готье Ажилона, где каждая из двенадцати глав посвящалась определенному цвету мочи.

Один из её основателей – монах-бенедиктинец Константин Африканский (1018—1085 гг.) в своём трактате «De Instructione Medici» отстаивал мнение, что моча способна дать представление о состоянии больного лучше, чем пульс.

Первая лаборатория появилась, уже 23 октября в 1748 году при Академии наук Российской империи. Была построена первая в России химическая лаборатория. Это случилось благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. Без достижения химии ни одна современная КДЛ не смогла бы работать.

А вот в 1843 появилась первая КДЛ на базе Военно-Медицинской Академии.