Новости

Панфиловы. Отец и дочь.

Имя Героя Советского Союза Ивана Васильевича Панфилова, командира легендарной 8-й Гвардейской стрелковой дивизии, чьи бойцы стояли насмерть, обороняя Москву зимой 1941-го года, знакомо всем.

Валентина Панфилова, его старшая из пятерых детей дочь, ушла на фронт добровольцем в 18 лет.

«На фронт с отцом уехала я. Он недолго противился. Мама тоже. Мне ведь было уже восемнадцать! Только один был уговор: никому не показывать родственной связи. Мы и не показывали. Благодаря этому я о папе многое узнала как бы со стороны. Служила в санбате, и раненые, не стесняясь, обсуждали своего комдива. Чувствовалось, любили, Батей звали».

Окончив курсы сандружинниц, Валентина была зачислена в медсанбат 316-й стрелковой дивизии, которую формировал в Алма-Ате ее отец, Иван Васильевич.

Дивизия была полностью подготовлена к боям в условиях суровой зимы, несмотря на то, что в этот период — в конце лета, осенью — зимнего обмундирования в частях почти не было. Недаром на стенах Рейхстага в победном мае 45-го года появилась надпись: "Мы — панфиловцы! Спасибо, Батя, за валенки!" За простоту в общении и заботу о подчиненных генерал получил прозвище «Батя».

18 августа 1941 года 316-я стрелковая дивизия отправилась из Алматы на фронт. Сначала под Ленинград, но в связи с тем, что обстановка под Москвой накалялась, была срочно переброшена на дальние подступы к Москве и 14 октября в районе Волоколамска дивизия с ходу вступила в тяжелые, кровопролитные бои. Медсанбат, в котором служила Валя, едва успел развернуться на окраине Волоколамска.

«В тот день для меня все было впервые: наложила первую повязку, в первый раз смочила оперированному бойцу пересохшие губы, первый раз услышала обращенное ко мне: «Сестрица!» ….И все это под непрерывным обстрелом врага. Не обращая внимания на белые флаги с красными крестами, фашисты с воздуха бомбили санитарные машины, обстреливали медсанбат и подъездные пути к нему».

«Мы знали, как нелегко приходится нашим товарищам— санинструкторам, санитарам-носильщикам на передовой: найти раненого, перевязать, вытащить из-под огня в укрытие, переправить в медсанбат. Поэтому изо всех сил старались помочь им, чем могли: сами на машинах ездили на передовую».

Особенно много раненых было с 15 по 19 ноября, во время второго наступления на Москву. Враг выполнял приказ Гитлера: «Завтракать в Волоколамске, а ужинать в Москве». Панфиловцы, несмотря на превосходящие почти в пять раз силы врага, наносили сокрушительные удары по фашистам, сдерживали их натиск, уничтожая живую силу, технику.

«Накал боя достигал такой степени, что даже в помещении трудно было слышать друг друга, пахло гарью. От взрывной волны вылетали стекла в операционной, но работа не прекращалась ни на минуту: хирурги оперировали по нескольку суток без отдыха и сна, сестры едва держались на ногах. В ночное время операционная освещалась от движка, а то и автомобильными фарами».

17 ноября 1941 года 316-я Стрелковая дивизия за октябрьские оборонительные бои была награждена Орденом Красного Знамени, а 18 ноября 1941 года преобразована в 8-ю Гвардейскую дивизию. В этот же день, 18 ноября, «Батя» погиб в результате немецкого минометного обстрела.

«Во время очередной перевязки, успокаивая тяжелораненого бойца, который рыдал во весь голос, я вдруг узнала о гибели отца. Но плакал боец вовсе не от боевых ранений, а от того, что Батю убили! Хоронили отца в Москве. Из всей нашей большой семьи на похоронах была я одна».

После смерти генерала дивизия стала называться Панфиловской и это было первое военное подразделение Советской армии, которому было присвоено имя командующего. После похорон отца Валентина вернулась в Панфиловскую дивизию, с которой прошла до конца войны.

На фронте она окончила Школу фельдшеров и сдала все экзамены на «отлично». Закончила службу в звании младшего лейтенанта медицинской службы. За годы войны получила четыре ранения – среди них два тяжелых. Последнее тяжелое - в голову под Ригой. Почти четыре месяца провела в госпиталях, была демобилизована по инвалидности.

За проявленную самоотверженность и мужество награждена Орденом Великой Отечественной войны I и II степени, Орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы».

Одну из наград она получила за то, что «вынесла трех раненых из горящего дома медсанбата, и спасла хирургический инструментарий» - так сказано в наградном документе.

А однажды, прорвавшись через линию фронта, спрятав машины в лесочке, вынесла с поля боя 18 раненых. Обслуживала до 100 тяжелораненых при норме 30 раненых на медсестру, сдавала кровь.

Вернувшись с фронта, Валентина Панфилова не осталась в кругу семьи, а приняла предложение работать в Алма-Аты в системе ЛКСМ Казахской ССР. По пути она встретила молодого человека - БахытжанаБайкадамова, возвращавшегося со Всесоюзного Слета художественной самодеятельности. Эта встреча коренным образом изменила всю ее жизнь! Она вышла него замуж и прожила долгую и счастливую жизнь, родив трех дочерей: Балдырган, Айгуль и Алуа. Старшая дочь – Заслуженный Деятель Искусств Республики Казахстан, профессор, занимается увековечением памяти композитора БахытжанаБайкадамова. Айгуль – доцент экономики, общественный деятель, координатор Международного панфиловского движения. Кому интересна история, заходите на ее страничку Вконтакте https://vk.com/baikadamova47, где она публикует архивные материалы, касающиеся Великой Отечественной войны. Алуа – директор Военно-Исторического Музея в Алматы.

В течение всей жизни Валентина Ивановна Панфилова занималась общественной деятельностью по патриотическому воспитанию молодежи. Около 30 лет посвятила сбору экспонатов для Музея Боевой Славы. За общественную деятельность по патриотическому воспитанию молодежи Валентина Панфилова в 1993 году награждена орденом Парасат.

Скончалась 1 июля 1995 году, похоронена в Алматы рядом со своим мужем - композитором Бахытжаном Байкадамовым.

Благодарим Айгуль и Алуа Байкадамовых за помощь в предоставлении материала.