Родилась в г. Фрунзе 26 июня 1913 г. По окончании медицинского техникума в 1939 году была призвана в ряды РККА. В 1941 году служила в 64-м Дорожно-эксплуатационном полку военным фельдшером.

Военно-автомобильная дорога 101, больше известная как Дорога жизни.

 

Единственная трасса, которая связывала осажденный город с Большой Землей, по которой в город поставляли еду, лекарства и вывозили в эвакуацию людей. На дороге работало несколько тысяч человек: регулировщики, водители, механики, защитники, медицинские работники. С 7-го по 9-й километр этой трассы, постоянно перемещаясь, располагалась палатка санитарно-медицинского пункта. В ней в течение всей суровой зимы 1941-42г.г. без сна и отдыха и работала хрупкая девушка, военный фельдшер Оля Писаренко, оказывая помощь прямо на трассе, часто под огнем, спасая очутившихся в воде после бомбежки, разыскивая замерзающих во время пурги.«Ледовым лазаретом» называли эту палатку на Дороге жизни.

Из воспоминаний О.Н.Писаренко: «К смерти не привыкаешь даже тогда, когда она каждый день на твоих глазах. С тем большим жаром заботились мы о тех, кому нужна была помощь. А таких порой бывало по двести-триста человек в сутки... Надо спасать попавших в беду людей, возвращать их к жизни.

Обстрелы и бомбежки стали для нас обычным делом. Под огнем приходилось особенно много работать. Мы осматривали поврежденные машины, делали перевязки раненым прямо на месте. В серьезных случаях пострадавших доставляли в нашу палатку. Носить раненых нам помогали водители, регулировщики, связисты, зенитчики. И старожилы, и новички трассы хорошо знали путь к ледовому лазарету.

Круглые сутки у нас в палатке топилась печурка, на которой стоял чайник с кипятком. И всегда к нам заходили продрогшие, изнуренные люди. Им часто приходилось отдавать последний сухарь. Но у нас не любили подолгу задерживаться. Палатка стояла на бойком месте, имевшем худую репутацию из-за постоянных трещин на льду и частых налетов врага.»

«Как-то вечером в нашу палатку занесли ребенка, завернутого в заледенелое одеяло. Его выловили регулировщицы в полынье у 9-го километра. Машина, в которой он ехал вместе с бабушкой, потерпела аварию. Малыш выскользнул в темноте из ослабевших старческих рук. Я бережно распеленала ребенка, отогрела у печки. Он был спокоен и улыбался каждому, кто брал его в руки. Словно чувствовал родство со всеми в палатке после ледяной купели в Ладоге».

Своим беспрецедентным мужеством, стойкостью и выносливостью удивляла она даже ветеранов Ледовой дороги. Водители полуторок прозвали седьмой километр «Пронеси, Господи!», потому что бомбили его жестоко и ежедневно. И в одну из таких бомбежек Оля провалилась в пробоину, к счастью, ей помогли выбраться, но она не ушла с трассы, она, едва живая, продолжала помогать раненым.

«Санитарная сумка тяжелая - более 5 килограммов. В ней фляга со спиртом, вата, бинты, йод, шина, камфара, шприцы, салфетки, индивидуальные пакеты – словом, все, что нужно для оказания первой помощи.»

В один из дней немцы все-таки разбомбили палатку. Но откуда они могли знать, что незадолго до этого Оля сменила дислокацию.

«Однажды на рассвете, когда мы уже устроились на новом месте, фашистские летчики обрушили бомбы в районе нашего прежнего расположения. Три бомбы как раз в темный квадрат на льду, оставленный нашей палаткой. Кое-кто из девчат, издали наблюдавших за бомбежкой и не знавших о нашем переезде, даже всплакнул о нас…»

За особую храбрость, самоотверженность и мужество в 1942 году Ольга Николаевна Писаренко была награждена Орденом Боевого Красного Знамени.

«Комиссар протянул мне этот листок. Я сразу узнала аккуратный почерк своего помощника – санитара. Пробежалась по листку глазами и не поверила тому, что прочитала. Выходило, что за пять месяцев в нашей палатке была оказана помощь 1893 больным, 564 обмороженным, 61 раненому, 57 провалившимся под лед. 33675 человек отогрелись у печурки от ладожской стужи.» 

Была демобилизована в 1945 году, работала в яслях Петроградского района г.Ленинграда. А в 1969 году ветераны Ледовой дороги, среди которых была и Ольга Писаренко, собрали материалы по истории создания легендарной трассы и открыли народный музей «Дорога жизни» в поселке Коккорево, что на западном берегу Ладожского озера, где в ноябре 1941 года размещался центр управления Дорогой жизни. Сюда, по дну Ладоги, был переброшен кабель связи и это был главный узел коммуникации Ленинграда с Большой землей.

До 1987 года Ольга Николаевна была хранителем Музея, где проводила экскурсии и вела военно-патриотическую работу по воспитанию молодежи и населения.

«Всякое довелось повидать на Ладоге. Знаю, как страшно на льду во время бомбежки или артобстрела. Бомбы пронзают лед, и высоко в небо вместе с осколками взлетают ледяные брызги. Лед встряхивает. Он колышется под тобой, и ты чувствуешь, как трещины змеями разбегаются от воронки. А потом на льду выступает желтая ладожская вода. В этот момент кажется, что все здесь против человека — и открытый воздух, и ненадежный предательский лед. Но не было ничего страшнее ладожской стужи.

Вскоре после того, как мы установили палатку, подъехал санный обоз. Я обрадовалась — наконец-то люди с Большой земли! — выскочила наружу. Лошади тихо шли друг за другом, а в санях, на мешках с мукой, неподвижно сидели возчики. Я окликнула их. Лошади остановились. Но люди не шелохнулись. Никто из них больше не слез с облучка. Обоз, вероятно, заблудился на Ладоге, и возчики заледенели насмерть на морозе. Но хлеб в голодающий Ленинград они довезли. Это тоже были солдаты, хотя и в гражданской одежде…

В пургу приходилось подолгу разыскивать людей, сбившихся с трассы. Особенно памятен поиск моряков, которые возвращались с боевого задания. Так мело, что средь бела дня наступила кромешная тьма. Ветер сбивал с ног, швыряя на ледяные торосы. Я с тремя бойцами-санитарами совсем выбилась из сил. Хотелось упасть на лед и заснуть. Но только подумала об этом, вдруг вижу: на снегу человек в бушлате. Они! Двадцать восемь потерявших надежду на возвращение моряков! Все обморожены, несколько человек тяжело ранены. Теперь мне и самой не понять, как нам удалось тогда добраться с ними до палатки!»

Нам, живущим в 21 веке, трудно представить, через какие испытания пришлось пройти тем, кто встал на защиту нашей Родины, и какой ценой досталась нам победа. Но мы должны помнить о подвигах, совершенных в годы Великой Отечественной Войны и передавать память будущим поколениям, чтобы это никогда не повторилось.

Благодарим за предоставленный материал заведующего экспозицией Народного музея «Дорога Жизни» Елисеева Игоря Геннадьевича.