Будущее профессии мы сможем изменить только вместе!

Мы являемся региональным отделением
Общероссийской общественной организации "Ассоциация медицинских сестер России"
Адрес: г. Москва, м. Полежаевская, Хорошевское шоссе, д. 35, корпус 1, 5-й этаж, кабинет № 513
Телефон: 8-985-188-07-74
Эл.адрес:
Сайт:
Instagram:
Facebook:

ПОЕЗДА МИЛОСЕРДИЯ

Дорогие коллеги!

В преддверии Дня Победы хочется рассказать вам о героических буднях медицинского персонала военно-санитарных поездов (ВСП).

22 июня 1941 года началась война, а уже 24 июня Народный комиссариат путей сообщений дал указание сформировать 288 военно-санитарных поездов. Поезда были разделены на две категории: постоянные (150 составов) - выполняли рейсы с фронта в тыловые госпитали и временные, их еще называли санитарными летучками (138 составов). Основная задача летучек – оказание первой медицинской помощи и эвакуация в ближайший тыл. Поезда прибывали максимально близко к местам боёв, где в условленном месте забирали раненых. В армии считалось: если попал в ВСП – значит, спасся. Так высока была репутация медиков, служивших в поездах милосердия. 

За годы войны военно-санитарные поезда перевезли миллионы раненых и больных. Это были госпитали на колесах, где целыми сутками, не зная сна и отдыха, врачи и медсестры работали у операционных и перевязочных столов. Приходилось оперировать и под обстрелами, без света и порой без самых необходимых медикаментов, потому что, несмотря на опознавательные знаки Красного креста, имеющиеся на крышах вагонов, немецкая авиация с первых дней войны охотилась за военно-санитарными поездами. А санитарные поезда требовались медицинской службе каждого фронта, каждой армии. Это были  своего рода кровеносные сосуды, связывающие медиков фронта и тыла.

И об одном таком поезде мне бы хотелось рассказать вам особо.

Довелось мне побывать в Вологде, где на вагоноремонтном заводе в 2016 году открылся вагон-музей легендарного военно-санитарного поезда №312. Идея создания музея пришла одному из сотрудников завода – в далеко послевоенное время пришел на переплавку обычный поезд и в процессе разборки по некоторым признакам было выявлено, что ранее он был санитарным. Музей воссоздавался по фотографиям, рассказам потомков работников поезда, много экспонатов было предоставлено жителями Вологды и Череповца. В одном вагоне размещено несколько отделений: купе начальника состава, канцелярия, комната для медицинских сестер, палата для раненых, операционная, аптека и мастерская.

С началом войны большинство промышленных предприятий перешли на военные рельсы, не избежал этой участи и Вологодский паровозовагоноремонтный завод, который приступил к формированию военно-санитарных поездов. Первый такой поезд, получивший номер 312, вышел из ворот завода уже 26 июня 1941 года. 

За годы войны этот поезд совершил десятки рейсов на все фронты, пройдя 200 тысяч километров - расстояние, равное пяти кругосветным маршрутам, - и перевез более 25 тысяч раненых.

Команда поезда практически вся была набрана в Вологде, и только начальник поезда и заместитель по медицинской части приехали из Ленинграда.

Общая фотография командного состава ВСП-312.
Н.П.Даничев в верхнем ряду третий слева.

Состав обслуживало 75 работников самых разных специальностей – врачи, медицинские сестры, санитары, железнодорожники, повара. Начальником военно-санитарного поезда был Николай Прокопьевич Даничев. Он идеально организовал работу поезда. «Я лечащий врач и начальник санитарного поезда, перед погрузкой был обязан проверить каждое звено работы – от изолятора до кухни, от перевязочной до электростанции, от дезинфекционной камеры до звуковещательной станции. И только если весь комплекс работ был закончен, я и врач-ординатор могли твердо и уверенно приступать к своей основной работе», - вспоминал он о своей работе после войны.

По словам самих железнодорожников, это был уникальный поезд. За время войны его коллектив внес десятки рационализаторских, а во многом и новаторских предложений по организации и условиям перевозки раненых с фронта в тыл, превратив поезд в настоящий образцовый госпиталь. Здесь не только проводились перевязки и сложные операции, но были также  организованы физиотерапевтические процедуры и занятия лечебной физкультурой! Персонал собственноручно соорудил душевую и баню, прачечную и даже устройство для скоростной глажки белья! А Иван Алексеевич Порохин, заместитель начальника поезда, самолично собрал стерилизационный аппарат собственной конструкции для дезинфекции инвентаря.

Медицинские сестры, если выдавалось свободная минутка, вышивали или расписывали скатерти на столах, вязали красивые наволочки. В каждом вагоне стояли букетики живых цветов, если позволяло время года. Все это создавало уют, поднимало раненым настроение, делало пребывание в поезде комфортным, почти домашним. И каждый член команды - будь то санитар, врач или медсестра, старались сделать «свой» вагон самым лучшим.

Только представьте: чтобы разнообразить рацион раненых, на крыше одного из вагонов в ящиках  выращивали зелень, лук, чеснок; под вагонами держали кур; в багажном вагоне - поросят, а на стоянках команда собирала грибы, ягоды, травы. Из этих лесных даров частично делали заготовки на зиму. Организовали даже библиотеку, собирая книги в разрушенных населенных пунктах!

Обустроили небольшие мастерские - столярную, жестяную, портняжную, сапожную. И во время порожних рейсов шили гимнастерки, брюки, рукавицы для команды, ремонтировали обувь, изготавливали шкафчики, полочки, всевозможные удобные приспособления. Например, из банок от тушенки делали кружки, лейки, терки.

Медсестра Мария Чащина пишет письмо родным раненого.

Во время длительных стоянок работники поезда выходили работать в колхозы и совхозы – убирать зерно, копать картошку. Заработанные средства частично тратили на закупку необходимых материалов для оборудования поезда и мастерских, остальное направляли в помощь фронту.

 

В 1942 году коллективу ВСП-312 вручили переходящее знамя Распределительно-эвакуационного пункта №95, и оно до конца войны так и осталось в поезде. Сейчас это знамя хранится в военно-медицинском музее города Санкт-Петербурга. ВСП-312 был также награждён грамотой Главного санитарного управления Советской Армии и получил телеграмму из Кремля с благодарностью от самого И.В.Сталина.

Персонал поезда своими силами проводил ремонт пострадавших  от бомбежек вагонов.

Когда военно-санитарный поезд № 312 прибывал на станцию, его старались поставить на первый путь – настолько он был красивым и ухоженным.

О легендарном военно-санитарном поезде писательница Вера Панова написала книгу "Спутники", по ней были сняты художественные фильмы "Поезд милосердия" и "На всю оставшуюся жизнь".

12 мая 2017 года, в День медицинской сестры, в память о легендарном составе около Вологодского медицинского областного колледжа на улице Герцена  был установлен памятник военно-санитарному поезду №312.

 

Невозможно оценить вклад медицинских работников в дело Победы.

Низкий поклон нашим коллегам, прошедшим войну, за их самоотверженность, бесстрашие, милосердие и сострадание. 

Мы помним! Мы гордимся!

И.Г.Калинина

При подготовке использовались также материалы из открытых источников:

РОО МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
город Москва

Мы являемся региональным отделением
Общероссийской общественной организации
"Ассоциация медицинских сестер России"

Адрес: г. Москва, м. Полежаевская,
Хорошевское шоссе, д. 35, корпус 1, 5-й этаж,
кабинет № 513
Телефон: 8-985-188-07-74
Эл.адрес: roomsmsk19@gmail.com
Сайт: http://mos-medsestra.ru
Instagram: @roomsnovosti
Facebook: https://www.facebook.com/roomsnovosti